Публикации для сайта

Травма развития

Немного о травме развития, как и обещала. Травма развития возникает в том случае, если те переживания, которые мы учимся проживать в разных возрастах, оказываются не прожиты. 

То есть после рождения, по мере роста в каждом из периодов нашего развития мы сталкиваемся с определенным переживанием и ведущей задачей. Конечно здесь присутствует некая усредненность, как и в обозначении возрастных периодов.

Итак, какие это периоды и переживания. Вначале я буду писать развернуто, а в следующих периодах, когда схема уже понятна- сокращать.

От 0 до 1 года. Ребенок сталкивается с безнадежностью. Мир не весь, и не целиком, и не добрый, и не мама. На другом конце тут у нас надежда. Что мама услышит, что мама придет. Если с этой безнадежностью справиться не получается - нет поддержки от среды, чтобы прожить ее и получить хороший опыт, то ребенок выпадает в одно из травматических состоянии - травматическую безнадежность, по сути депрессию, и захваченность этой безнадежностью. Или же он замораживается, и становится неспособен чувствовать безнадежность вообще. И не только ее, кстати.

От 1 до 3 лет. Здесь ведущее переживание - это стыд. На другом конце соответственно получение поддержки и самостоятельность. Помните - все сам, хочу все сам. Здесь ребенок может столкнуться либо с нехваткой поддержки, либо с токсичной и избыточной поддержкой. В результате оказывается несформированным понимание - где я могу сам, а где мне обращаться за поддержкой. Здесь также происходит попадание в одну из крайних стадий - захваченность (с данном случае стыдом), либо диссоциация (бесстыдство для этой стадии).

От 3 до 7 лет. Ведущим переживанием становится вина. Задача здесь - достижение цели и учет последствий. То есть вообще возможность проявлять инициативу. В случае неподдержанности опять же происходит выпадение в захваченность виной или диссоциация от вины. 

От 12 до 18 лет. Переживание некомпетентности. Задача этого возраста - учеба через понимание учебных задач и исправление ошибок. Точно также можно застрять в некомпетентности, либо диссоциироваться от нее.

От 12 до 18 лет. Переживание одиночества. Ведущей задачей является солидарность, т.е. согласование с целью группы и нахождение своего места в нем. В результате также происходит либо захваченность одиночеством, либо диссоциация. Диссоциация здесь это изгойство - т.е. любая группа - ниже моего достоинства.

Еще раз оговорюсь, что возрастные периоды сейчас могут несколько сдвигаться, но этапы, переживания, задачи остаются поо сути теми же.

Работа с травмой развития, как и с любой другой травмой, направлена на завершение незавершенного, проживания и принятия своих чувств и ощущений. Это становится возможным с привлечением ресурсов и в новых условиях - поддерживающем и безопасном пространстве терапии.