Итак, какие бывают травмы.
- Шоковая травма. Обычно это следствие угрозы жизни, здоровью - в общем, целостности организма. В этом случае фрустрируется потребность в безопасности, то есть она адресуется к наше шизоидной части.(напомню, по ДКЛ мы в себе совмещаем нарциссическую, шизоидную и невротическую части, об этом есть совершенно прекрасные лекции Даниила Хломова на ютуб - если интересно - напишите в комментариях, дам ссылки).
- Эмоциональная травма. Случается вследствие потери значимых близких отношений или угрозе им. Соответственно она связана с угрозой (что адресует нас к невротической части) и унижением/разрушением чувства собственного достоинства (а это уже к нарциссической части).
- Травма развития. Это детские травмы, которые приводят у нарушения развития важных способностей личности и развитию негибких приспособительных форм поведения.
На травматический стресс возникает прежде всего телесная реакция:
- Интенсивное телесное перевозбуждение (дрожь, вибрация, тошнота, боль, пугающие изменения в теле, жар и т.д.)
- Оцепенение (диссоциация)
- Сжатие (ретрофлексия)
- Беспомощность (вялость, ватность).
Все это образует из себя цикл консервации травмы внутри. Первые телесные ощущения провоцируют испуг, в результате которого тело усиливает сжатие, возникает страх телесных реакций, который в свою очередь провоцирует еще большее телесное перевозбуждение. И так по кругу - больше перевозбуждения, больше сжатия, больше консервации.
Поэтому работа с травмой через тело - это как бы распутывание этого клубка, в основе чего лежит работа с телесным осознаванием. То есть мы возвращаем внимание к ощущениям непрерывности, к динамике этих ощущений. Это включает процессы саморегуляции - внимание к любым, даже самым незначительным импульсам и реализации их через медленные движения.
В принципе уже становится понятно, что терапевт здесь играет значительную роль уже как регулятор скорости и проводник внутрь ощущений, потому что самостоятельно, как уже было сказано, пойти туда обычно нет ни сил, ни возможностей. Еще одна важная роль терапевта - быть внимательным к прерываниям, которые возникают в процессе этого отслеживания ощущений. И плавное возвращение к ощущениям и чувствам, которые проявляются в процессе работы.
Чтобы не попасть в цикл, важно уметь замедляться и возвращать внимание к ощущениям. Терапевтическая задача тут - научиться наблюдать ощущения, не вмешиваясь, но и не отвлекаясь на них.
Пожалуй, на сегодня это все, в следующий раз расскажу про ресурсы, которые нам нужны, чтобы работать с травмой. Потому что работа с травмой без ресурса легко приводит к ретравматизации.