Когда ребёнок начинает ходить, у родителей появляется тревога. "А вдруг он упадёт? А вдруг сделает что-то не так?" И именно в этот момент то, как родитель справляется со своей тревогой, будет определять — сможет ли ребёнок чувствовать себя уверенно в жизни или станет зависимым от чужого мнения во взрослом возрасте.
Давно не писала на профессиональные темы, но хочется снова делиться мыслями о том, что для меня важно в психологии и психотерапии. Это то, что я постоянно вижу в работе, замечаю в жизни, исследую на личном опыте.
Сегодня хочу поговорить про автономию и зависимость в отношениях — и о том, как это закладывается в детстве.
Как формируется автономия?
Структура автономии по теории бодинамики формируется в период примерно от 8 месяцев до 2 лет. Это время, когда ребенок начинает двигаться сам — ползает, встает, ходит. Физиологическая зависимость остается (он по-прежнему нуждается в заботе взрослого, питании, защите), но впервые появляется ощущение свободы передвижения.
С одной стороны, родитель радуется — ребёнок растёт, становится самостоятельнее. С другой — появляется страх: а вдруг он сделает что-то не так? А если не послушает? Вместо того чтобы поддерживать этот естественный процесс, взрослый может бессознательно стремиться его контролировать. Если взрослый не осознаёт эту тревогу, он может считать её естественной частью родительства. А если родитель недостаточно устойчив, если ему трудно переработать свои эмоции, эта тревога начинает управлять его поведением.
Чтобы удержать ребенка рядом, родитель может бессознательно включать механизмы контроля. Он может поддерживать автономию — или же привязывать ребенка к себе не физиологически, а эмоционально.
Как формируется зависимость?
Ребенку в этом возрасте уже можно объяснять границы и правила. Например, «Ты можешь сам есть ложкой, но суп пока нальёт мама.» В идеале в этот момент родитель вводит разумные ограничения, но не подавляет личность ребенка.
Если же взрослый не умеет справляться со своим страхом, он может подменять заботу контролем. И вот тут возникают механизмы зависимости:
«Я боюсь за тебя» → эмоциональная сцепка. Вместо того чтобы объяснить последствия, родитель транслирует тревогу.
«Ты меня огорчил» → стыжение. Ребенок подстраивается, чтобы не расстраивать взрослого.
«Я с тобой не разговариваю» → отвержение как способ воспитания. Мама холодная, молчит, ребенок чувствует страх потери контакта.
Ребенок считывает эмоции — даже если взрослый ничего не говорит, он замечает мимику, тон голоса, напряжение в движениях.
Родителю спокойно, когда ребенок послушный. Удобный. Предсказуемый. Но в этот момент в психике ребенка закладывается зависимость от одобрения и страха потери любви. И если в детстве он был вынужден подстраиваться под родителя, то во взрослой жизни будет искать таких же отношений — где надо соответствовать чужим ожиданиям, а не быть собой.
Что это значит для нас взрослых?
Автономия — это не про эгоизм. Это про свободу быть собой в отношениях. Когда я работаю с клиентами, мы часто разбираем, как незаметные детские установки влияют на выбор партнера, на границы, на самооценку.
Если ребенок с детства знал, что его слышат, но не подавляют, он и во взрослой жизни будет чувствовать себя уверенно. А если привык, что любовь надо заслужить, то и в отношениях будет выбирать сценарий зависимости.
Я часто спрашиваю клиентов: «Что будет, если ты просто скажешь „нет“?» И вдруг оказывается, что этот простой вопрос — совсем не простой. Многие понимают, что их "нет" никогда не воспринималось всерьёз, а границы было обозначить либо очень трудно, либо вообще невозможно. Тогда становится ясно, почему во взрослой жизни слово "нет" даётся так тяжело.
А давайте понаблюдаем за своими "нет"? Как вы их говорите — уверенно или с чувством вины? А может, было одно "нет", которое изменило для вас всё?
Давно не писала на профессиональные темы, но хочется снова делиться мыслями о том, что для меня важно в психологии и психотерапии. Это то, что я постоянно вижу в работе, замечаю в жизни, исследую на личном опыте.
Сегодня хочу поговорить про автономию и зависимость в отношениях — и о том, как это закладывается в детстве.
Как формируется автономия?
Структура автономии по теории бодинамики формируется в период примерно от 8 месяцев до 2 лет. Это время, когда ребенок начинает двигаться сам — ползает, встает, ходит. Физиологическая зависимость остается (он по-прежнему нуждается в заботе взрослого, питании, защите), но впервые появляется ощущение свободы передвижения.
С одной стороны, родитель радуется — ребёнок растёт, становится самостоятельнее. С другой — появляется страх: а вдруг он сделает что-то не так? А если не послушает? Вместо того чтобы поддерживать этот естественный процесс, взрослый может бессознательно стремиться его контролировать. Если взрослый не осознаёт эту тревогу, он может считать её естественной частью родительства. А если родитель недостаточно устойчив, если ему трудно переработать свои эмоции, эта тревога начинает управлять его поведением.
Чтобы удержать ребенка рядом, родитель может бессознательно включать механизмы контроля. Он может поддерживать автономию — или же привязывать ребенка к себе не физиологически, а эмоционально.
Как формируется зависимость?
Ребенку в этом возрасте уже можно объяснять границы и правила. Например, «Ты можешь сам есть ложкой, но суп пока нальёт мама.» В идеале в этот момент родитель вводит разумные ограничения, но не подавляет личность ребенка.
Если же взрослый не умеет справляться со своим страхом, он может подменять заботу контролем. И вот тут возникают механизмы зависимости:
«Я боюсь за тебя» → эмоциональная сцепка. Вместо того чтобы объяснить последствия, родитель транслирует тревогу.
«Ты меня огорчил» → стыжение. Ребенок подстраивается, чтобы не расстраивать взрослого.
«Я с тобой не разговариваю» → отвержение как способ воспитания. Мама холодная, молчит, ребенок чувствует страх потери контакта.
Ребенок считывает эмоции — даже если взрослый ничего не говорит, он замечает мимику, тон голоса, напряжение в движениях.
Родителю спокойно, когда ребенок послушный. Удобный. Предсказуемый. Но в этот момент в психике ребенка закладывается зависимость от одобрения и страха потери любви. И если в детстве он был вынужден подстраиваться под родителя, то во взрослой жизни будет искать таких же отношений — где надо соответствовать чужим ожиданиям, а не быть собой.
Что это значит для нас взрослых?
Автономия — это не про эгоизм. Это про свободу быть собой в отношениях. Когда я работаю с клиентами, мы часто разбираем, как незаметные детские установки влияют на выбор партнера, на границы, на самооценку.
Если ребенок с детства знал, что его слышат, но не подавляют, он и во взрослой жизни будет чувствовать себя уверенно. А если привык, что любовь надо заслужить, то и в отношениях будет выбирать сценарий зависимости.
Я часто спрашиваю клиентов: «Что будет, если ты просто скажешь „нет“?» И вдруг оказывается, что этот простой вопрос — совсем не простой. Многие понимают, что их "нет" никогда не воспринималось всерьёз, а границы было обозначить либо очень трудно, либо вообще невозможно. Тогда становится ясно, почему во взрослой жизни слово "нет" даётся так тяжело.
А давайте понаблюдаем за своими "нет"? Как вы их говорите — уверенно или с чувством вины? А может, было одно "нет", которое изменило для вас всё?